Важно:

Дорогие друзья, в течении нескольких дней на сайте будут небольшие неполадки! Прошу отнестись с пониманием!
Вход/Регистрация
Вход на сайт / Регистрация
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Никнейм:

Этим именем будут подписываться ваши сообщения. Русские и английские буквы и цифры. *

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Дата рождения:

По умолчанию не публикуется

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:

Для продолжения регистрации вам нужно принять правила пользования ресурсом.

Я принимаю условия пользованияЯ не принимаю условия пользования

Обучение через игру и творчество

19 октября 2016 - Загидулина Софья

Игра намного важнее для детей, чем могут предположить многие родители. Она является ключом к процессу обучения. Педагоги и психологи всего мира солидарны в убеждении, что игра помогает обогатить процесс обучения и развить ключевые познавательные навыки у ребенка. По сути, игра является первой работой ребенка. Если он преуспеет в ней, то ему будет легче добиваться успеха и в других начинаниях в своей жизни.

Роль игры и творчества в современных условиях.

В последнее время роль игры и творчества в образовательном процессе существенно меняется, причем не в лучшую сторону. Положительные подходы вытесняются малополезными, а порой и вредными нововведениями. Виды игр и детского творчества, при которых дети активно взаимодействует со сверстниками, родителями и педагогами, вытесняются разнообразными технологическими новшествами. Дети все больше проводят времени за разнообразными электронными устройствами (телевизором, компьютером, планшетом, смартфоном и другими гаджетами).

Психологи отмечают, что иногда в дошкольных подготовительных группах чрезмерный акцент делается на академизме занятий. В погоне за учебной успеваемостью снижается время, выделяемое для игровой и творческой деятельности детей. В результате они недостаточно подвижны, мало взаимодействуют друг с другом, сильнее подвержены стрессовым учебным нагрузкам. Порой это усугубляется дискомфортными бытовыми условиями и отсутствием подходящий игровой обстановки дома или в дошкольных учреждениях. Сходная проблема часто отмечается и в младших классах школы, в некоторых заведениях нагрузки бывают избыточными, а игровой компоненте уделено недостаточно внимания.

Польза игр и творчества для образовательного процесса.

Игра хороша тем, что она открывает дополнительные образовательные возможности для детей, подключает дополнительные механизмы образования, развивает их во многих аспектах. Некоторые родители беспокоятся, когда ребенок играет, считают это время потраченным впустую. Однако следует понимать, что правильно организованный игровой и творческий процесс может принести много пользы как для образования, так и для общего развития ребенка, включая физическую подготовку. Приведем некоторые примеры того, чему ребенок учится во время игры (действие — результат):

  • улыбка, другая мимика — установление психологического контакта с окружающими;
  • подвижные игры с другими детьми и разнообразными предметами и игрушками — развитие двигательных навыков и улучшение физической подготовки;
  • использование различных конструкторов — освоением понятий размеров, веса, симметрии, количества и баланса, а также развитие координационных и манипулятивных навыков;
  • постановка сценок — развитие навыков помощи себе и другим, способности взаимодействовать с окружающими и строить собственный мир.

Как родителям выделить время для игры с детьми.

Выходит, что если игры и творчество настолько важны для образовательного процесса, то их необходимо планировать на конкретное время каждого дня? Не совсем. Можно, конечно, пытаться приурочить игровой процесс к определенному времени суток, но необходимо также учитывать следующие важные моменты. В большинстве случаев игра наиболее эффективно, когда она:

  • спонтанна,
  • приятна,
  • не ограничена жесткими сроками.

Организация процесса игры.

При организации игрового процесса родителям и воспитателям следует учитывать важные моменты, чтобы обеспечить наибольшую пользу от этого занятия для развития ребенка:

  • Выделяйте на игру достаточное количество времени. Детям требуется определенный объем времени, чтобы освоить игру, увлечься ей и получить нужное удовольствие и навыки от нее. Обычно они расстраиваются в тех случаях, когда игра внезапно или преждевременно прерывается.
  • Игровая деятельность должна быть разнообразной, чтобы развивались различные виды навыков ребенка.
  • Хорошо, когда родители, воспитатели и педагоги участвуют в игре вместе с детьми. В большинстве случаев детей вполне устраивает игра в одиночку или со сверстниками, но иногда их образовательный опыт может выиграть от комментариев и вовлечения взрослых.
  • В случае, когда ребенок приглашает вас в игру, лучше воспользоваться этим приглашением и поучаствовать в процессе. Совместные игры с взрослыми помогают детям совершенствоваться в определенном навыке, особенно в случае с пением, поделками, групповыми видами спорта и так далее.
  • Помогите ребенку правильно настроиться на позитивное игровое взаимодействие с другими участниками процесса. В случае возникновения трений между детьми нужно помочь им преодолеть их и заинтересовать в продолжении игры.

Занятия музыкой и танцами.

Музыка и танцы является замечательным сочетанием игры и творчества для детей, они способствуют их всестороннему и гармоничному развитию. Большинство детей очень любит занятия такого рода, так как они позволяют им лучше выразить свои чувства и проявить себя. При этом важна реакция ребенка на музыку. Полезно расспросить его, поинтересоваться его чувствами и мыслями. Приведем некоторые позитивные стороны занятий музыкой и танцами для детей:

  • соединение мира движения и звука с внутренним миром и чувствами ребенка;
  • развитие способности анализировать ритм, особенности различных звуков;
  • расширение воображения ребенка;
  • физическое укрепление, развитию навыков координации и баланса;
  • развитие вербальных и аудиальных навыков;
  • улучшение зрительно-моторной координации;
  • развитие памяти и способности к рифмованию.

Занятия изобразительным искусством.

Возможно, что вы не можете понять, что именно ваш ребенок изобразил на каком-либо своем рисунке. Но он сам с удовольствием и подробно расскажет вам об этом. Все элементы его творения что-то значат для его внутреннего мира. Занимаясь рисунком и аппликацией, ребенок улучшает развитие кистей рук. Это поможет ему в дальнейшем в освоении чистописания и других навыков.

Удовлетворение, которое ребенок получает в процессе своего творчества, способствует развитию у него чувства собственного достоинства. Творчество способствует креативному самоутверждению ребенка. Родителям важно помнить, что в занятиях изобразительным искусством, как и в других видах детского творчества, важен не столько результат, сколько сам процесс. Поговорите с ребенком о его чувствах относительно процесса рисования и результата. Можно спросить не только о том, что изображено на рисунке, но и поинтересоваться, почему ребенок использовал определенные цвета, какие чувства вызывает у него этот рисунок. Хорошим дополнением к рисованию являются лепка, аппликация и другие виды детского творчества. Среди прочего рисование способствует развитию:

  • креативности;
  • способности научиться читать и считать;
  • социальных навыков;
  • эмоционального самовыражения;
  • укреплению мышц и связок кистей и пальцев;
  • творческого самоутверждения.

Игры на свежем воздухе.

Игры на свежем воздухе улучшают физическое состояние детей, знакомят их с окружающим миром и способствуют развитию у них коммуникативных навыков. Игры на свежем воздухе помогают детям в развитии:

  • баланса и координации;
  • силы всех мышечных групп;
  • приверженности здоровому образу жизни и спорту;
  • навыков социального взаимодействия, особенно при игре в команде;
  • способности ориентирования на местности.

Игры с конструктором.

Использование различных конструкторов в игровой деятельности позволяет развить ряд навыков:

  • понимание таких принципов, как гравитация, баланс, причины и следствия и т. д.;
  • усвоение физических концепций (симметрия, форма, геометрия);
  • зрительно-моторная координация;
  • формирование чувства компетенции и повышение самооценки;
  • развитие способности к концентрации и абстрактному мышлению;
  • коммуникативные навыки (в случае с групповой игрой).

Постановка сценок и ролевые игры.

Будучи предоставлены сами себе, дети часто разыгрывают различные сценки из повседневной жизни (уход за ребенком, поход по магазинам, приготовление блюд и т. д.). Посредством этого ребенок вживается в роли родителей, которые он наблюдает ежедневно. Сюжетная линия таких миниатюрных постановок может быть весьма сложной, зачастую в них вовлечены несколько детей. При этом каждому из участников приписывается определенная роль, назначаются соответствующие обязанности. Это не такая простая игра, как может показаться поначалу. Благодаря таким постановкам сценок и взаимодействию друг с другом дети учатся следующему:

  • обучение ситуациям из реального мира взрослых в созданном ими миниатюрным мире;
  • постижение окружающего мира и ежедневной деятельности людей через проигрывание постановочных сцен;
  • развитие концентрации и внимания;
  • обучение последовательным действиям и умению излагать свои мысли;
  • навыки психологической пластичности, способность кооперироваться, сотрудничать и находить компромиссы с другими;
  • способность сопереживать и сочувствовать, вникать в мысли и чувства окружающих;
  • абстрактное мышление;
  • способность к самовыражению;
  • обучение языку в ходу импровизации в диалогах;
  • навыки самоконтроля и сдержанности;
  • навыки выбора и принятия решения;
  • двигательные способности;
  • способность фантазировать и осмысливать фантазии других.

Мечтания позволяет детям проявить свои фантазии, которые они не могут воплотить в реальность. Развитие воображения и способностей к фантазированию благоприятствует развитию креативности у детей.

При постановке сценок и ролевых играх важным элементом является развитие языковых навыков. В ходе самостоятельных или организованных постановок дети учиться говорить и слушать друг друга. Это закладывает основу для развития у них навыков чтения и письма. В ходе ролевых игр дети экспериментируют с уже имеющимся словарным запасом, шлифуют и, обогащают его, общаясь с другими участниками действия. Они учатся применять те или иные слова относительно определенных жизненных ситуаций, которые обыгрывают во время ролевых игр.

Введение игрового компонента в образовательный процесс в начальных классах.

Игровая деятельность полезна не только за пределами школы, но и в самом классе, если ее правильно организовать. Игра, инициированная педагогом в классе, по своему содержанию весьма близка к так называемой исследовательской форме обучения. Методики Монтессори предусматривают разнообразные игровые формы обучения. При этом учителя ненавязчиво, в игровой форме направляют детей к достижению определенных целей. В результате школьники младших классов приобретают навыки критического мышления, развивают языковые способности, расширяют свои познания и улучшают социальные и коммуникативные навыки.

Как правильно организовать обучение через игру и творчество.

Мало знать о пользе игр и творчества для обучения и развития детей, важно уметь правильно подойти к их организации и внедрению в повседневную жизнь ребенка. Для этого будут полезны следующие приемы:

  • Создайте безопасную и комфортную среду для игры и творчества детей. Особенно это касается игр на открытом воздухе, где больше потенциально негативных факторов.
  • Помогите детям сфокусироваться на игре, устраните отвлекающие и раздражающие элементы из их игрового окружения.
  • Сделайте так, чтобы игровая обстановка было привлекательна и комфортна для детей, стимулировала их к игре и усвоению новой информации.
  • Необходимо взаимодействовать с детьми в процессе игры и творческой активности, если они вас об этом попросят, чтобы поддержать их начинания.
  • В игре должен быть разрешен элемент спонтанности и свободы детей, в разумных пределах это улучшит процесс.
  • В случае возникновения сложных ситуаций или конфликтов между участниками игры необходимо способствовать их разрешению и возобновлению игрового процесса.
  • Разнообразьте игровую установку, используйте игры как внутри помещения, так и на свежем воздухе, вводите в игровую среду разнообразные игровые элементы (игрушки, предметы и т. д.).
  • Помогите детям создать атмосферу веселья и радости, психологически поддержите их в процессе игры.
  • Ни в коем случае не выказывайте пренебрежение в отношении действий детей, относитесь к ним со вниманием, интересом и благожелательностью. По мере необходимости комментируйте и советуйте, но не навязывайте свое мнение и не будьте авторитарны и деспотичны.

Заключение.

Разнообразные исследования, проведенные отечественными и зарубежными психологами и педагогами показывают, что дети, которые активно задействованы в игровом процессе и разнообразных видах детского творчества, обычно более жизнерадостны, общительны и креативны. У них богаче словарный запас, они лучше взаимодействует со сверстниками, взрослыми и элементами окружающего мира. Игровая активность и детское творчество закладывают фундамент для дальнейшего обучения, они открывают двери в мир новых творческих возможностей ребенка.

Комментарии (0)