Вход/Регистрация
Вход на сайт / Регистрация
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Никнейм:

Этим именем будут подписываться ваши сообщения. Русские и английские буквы и цифры. *

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Дата рождения:

По умолчанию не публикуется

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:

Для продолжения регистрации вам нужно принять правила пользования ресурсом.

Я принимаю условия пользованияЯ не принимаю условия пользования

Как повысить интерес и мотивацию ребенка к учебе

12 июля 2017 - Загидулина Софья
article1260.jpg

Оглавление:

    Как повысить интерес и мотивацию ребенка к учебе

    Прежде всего необходимо разобраться в значении термина «мотивация» и понять почему ребенок подвержен возникновению апатии в овладении школьными предметами или обучению первичными навыками. Именно в случаях с детьми требуется изучение серьезной психологической подоплеки вопроса для его решения, так как у взрослых дело с потерей мотивации обстоит намного проще и обуславливается стандартными факторами.

    Виды мотивации

    Различные факторы воздействия и трудностей вызывают у ребенка адекватные меры противодействия и поведенческие критерии. Поговорим о них.

    Попытка избежать порицания

    Представим простую ситуацию: ребенок кропотливо выполнял какую-либо работу в учебном процессе. Неважно что. Рисование, лепка, решение задач и т.п. Первое желание ученика после преодоления задания – это показать результат своим близким. Для проверки или просто показать результат своего труда. Что делают при этом взрослые? Начинают искать ошибки и критиковать. Это поведение присуще 90% взрослых, которые искренне считают, что такая поведенческая модель правильная. Это заблуждение.

    Такая модель может демонстрироваться по ряду факторов:

    • Родителей понять не трудно. Бытует мнение, что излишняя похвала приведет ребенка к увеличенному самомнению и отсутствию желания стремиться к лучшему, стараться эффективно преодолевать трудности. Но главное не это. Главное понять то, что отсутствие адекватной похвалы губят желание ребенка к выполнению будущих заданий. А это и есть самая типичная потеря мотивации. Ребенок просто будет стараться избежать будущих придирок, не надеясь получить похвалу.
    • Некоторые родители считают, что придираясь по мелочам, разовьют в ребенке стремление. Сразу из-за этого апатия не возникнет. Первоначально ребенок будет стремиться к наилучшей реализации, но если упустить момент «перехода» от усиления стремления к ее спаду, то возникнет экстренное уменьшение мотивации.

    Необходимо запомнить:

    Практически все дети хотят пойти в первый класс и начать обучение. Сказывается фактор новизны. Но регулярность и первые трудности меняют картину о процессе обучения в голове ребенка. К концу года без поддержки ребенок полностью теряет мотивацию к учебе. И переход во второй класс вызовет не радость, а напротив, ожидание больших трудностей.

    Достижение успеха

    Один из видов мотивации – это стремление к достижению новых успехов.

    Разберемся, как развить в ребенке стремление добиваться новых высот. Главное правило - это тонкий баланс между критикой и похвалой без уклона в стороны. Поэтому необходимо четко продумать то, как преподнести ребенку порицание и «награду» в виде морального поощрения.

    Для того, чтобы эффективно разобраться в вопросе, необходимо разобраться в самой структуре мотивации. Усердие и стремление к лучшему можно разделить на две категории:

    • Мотивация «изнутри». Часто ли возникает желание сделать что-либо, когда вас буквально «распирает изнутри». Такое желание возникает под воздействием внешней информации и внутренних раздумий. Часто такое состояние приводит к полному погружению в учебный процесс, когда ребенка невозможно отвлечь или приобщить к другому роду занятий. Следует отметить, что такой период наступает в учебном процессе каждого ребенка.
    • Мотивация «извне». Критерии, из-за которых возникает такой вид, обычно преподносятся ребенку родителями. Прежде всего здесь актуальны выражения об успехе, будущей жизни, возможном хорошем заработке и т.п. При этом успешное будущее часто связывается родителями с учебным процессом и стремлением к хорошим отметкам.
    • 
    • Мотивация «нового». Еще Макаренко – основоположник создания эффективных методик воспитания детей, утверждал, что ребенок стремится в первый класс не только для освоения наук, но и для того, чтобы оказаться в новых условиях. Это и желание обрести друзей, расширить круг общения и т.п. Эти мотивы должны быть направлены в необходимое русло, а это уже задача родителей.

    Два этих вида мотивации могут и не действовать друг от друга отдельно. Часто один является следствием другого. Но существуют и исключения. Прежде всего надо понять то, что ребенок может обладать собственными интересами. Например, ребенку нравится математика, но при этом он просто не может адекватно воспринять рисование в школе. В этом случае развитие мотивации затруднено. Но все трудности преодолимы при грамотном подходе.

    Для детей в младшей возрастной группе и дошкольников мотивация «изнутри» - самый распространенный случай. Это объясняется спонтанностью в действиях ребенка, впечатлительностью, а также абстрактным понятием о будущем. При этом ребенок абсолютно доверчив и верит в ту информацию, которую получает от родителей, педагогов и репетиторов. Для такого ребенка по факту взрослый человек – источник истины. Это явление – основной инструмент для попыток заинтересовать ребенка учебой.

    Самые характерные ошибки

    Для того, чтобы не совершать ошибки, их нужно знать. Ниже будет приведен список наиболее характерных заблуждений. Они могут начисто лишить ребенка желания обучаться.

    Заблуждение

    Часто родители морально завышают способности своего ребенка и ожидают от него эффективного умения справляться с нагрузкой. Но следует выделить отличие интеллектуальности и эрудиции от возможности ребенка справляться с психологической нагрузкой. Также очень важно умение ребенка подчиняться правилам и установленным нормам поведения. Для того, чтобы не утратить мотивацию ученика, его необходимо постепенно приучать к нагрузке, умению подчиняться правилам и преодолевать нежелание трудиться в процессе, который не нравится.

    Чем раньше, тем лучше

    Ошибочно считать то, что ранее поступление ребенка в школу окажется полезным в раннем интеллектуальном созревании. Прежде всего, нагрузка на психику должна быть адекватна возрасту. Биологическая подготовленность заключается в том, что к 6 годам (возраст стандартного поступления) в достаточной степени формируется костный скелет, способность держать осанку. Одним важным фактором в точном определении биологической готовности являются зубы ребенка. На момент начала освоения школьной программы у ребенка должны 4 раза смениться 4 передних зуба – 2 в нижнем ряду спереди и 2 в верхнем.

    Отсутствие подготовки

    Если перед школой ребенок не посещает подготовительную школу или детский сад (особенно старшая группа), то не приобретаются базовые навыки коммуникации. Это чревато неумением ориентироваться в социуме и отношениях между одноклассниками, нарушением речевой функции, падением мотивации и проблемами психологического характера.

    Неблагополучный фон

    О высокой мотивации для учебы при отрицательном семейном фоне вообще не следует рассуждать. Очевидно то, что при плохих взаимоотношениях родителей страдают дети. Если ребенок постоянно испытывает стресс из-за скандалов, неясности будущего семьи и т.п., то учеба отодвигается на задний план.

    Нет режима дня

    Ребенок будет более мотивирован, если точно организовать его день и приучить к ответственности. Дисциплина никому и никогда не вредила в умеренных количествах. Кроме того дополнительные секции, занятия и интересы приведут к уровню роста мотивации в основной учебе.

    Мама – одно, папа-другое

    У любого ученика младших классов никогда не должно возникнуть мнение, в котором указание папы будет оспорено мамой и наоборот. Все решения должны преподноситься ребенку совместно. В этом случае авторитет родителей будет монолитным и не вызовет у ребенка сомнений. Стабильность и точность – основы мотивации.

    Ошибочные методики

    Не приводят к росту желания учиться угрозы и подавление, а также и суровые наказания.

    Хвалим правильно

    Даже если взять за факт то, что современные дети имеют намного более быстрое развитие, нежели их родители в таком же возрасте, то надо четко знать – авторитет родителей и взрослых для детей от 6 до 11 лет не условен и имеет большую важность. Но авторитетом необходимо пользоваться правильно, а главное заслуженно. Если ребенок выполняет задание неправильно, то не следует его хвалить, подчиняясь желанию не потерять доброе отношение ребенка. При этом указать на ошибки нужно максимально корректно, мягко подтолкнуть ребенка к самостоятельному устранению.

    Важно!

    Психология первоклассника имеет один интересный факт. Ребенок не может держать сосредоточение на конкретных моментах более 15 минут. Это не типичная потеря мотивации. После следует расфокусировка внимания. Это необходимо учитывать, равно как и то, если ребенок устал и переутомился.

    Похвала не должна заключаться в простой фразе, типа: «молодец», «умница» и т.п. Правильная похвала состоит из двух последовательных семантик. Сначала ребенка необходимо назвать поощрительным словом, а потом конкретно указать, что привело ребенка к поощрению.

    Необычные задания

    Практически все методики педагогики рекомендуют давать ребенку задания не в строгой форме, а придумывать формы веселые и понятные для ребят младшего возраста. Если обратить внимание на задания для учеников 1-2 классов, то ни очень часто имеют наглядный характер в виде картинок, схем и т.п. Используются темы интересные для детей.

    Для того, чтобы мотивировать ребенка самостоятельно, можно использовать следующие методы:

    1. Нужно выяснить имена любимых героев ребенка, это могут быть персонажи мультфильмов, комиксов, фильмов, игр и т.п. Такие знания можно использовать, чтобы заинтересовать ребенка заданием, связав его выполнение непосредственно с любимым героем. Различные варианты «помощи герою». Великолепно действует фраза – «а как ты думаешь, понравилось бы это твоему герою?», в случае отказа ребенка от работы.
    2. Разнообразные игры с карточками. Здесь необходимо самостоятельно преобразовывать задания в данный вид. Тут актуальны игры «выбери лишнее», «найди отличия», «запомни карточку» - помещение на карточку информативного ряда для запоминания (правила, стихи и т.п.).
    3. Подача задания в форме песенок, считалочек и прочее.

    Учитывая характер ребенка, его желания, мы сможем разработать правильные способы поднятия мотивации маленького человечка.

    Разные виды деятельности

    Реальная жизнь подразумевает естественное переплетение множества процессов. Очевидно, что жизнь младшего школьника менее насыщена ответственностью и самостоятельной деятельностью, но метод может быть использован:

    • Самый простой пример: ребенок любит рисовать или делать аппликации. В таком случае надо попросить его нарисовать радугу и параллельно проверяются названия цветов, варианты смешивания и т.п. Вариации применения метода индивидуальны практически для любой деятельности;
    • Подвижные занятия совмещаются с интеллектуальными. Например, очень эффективно заучивание стихов, если переложить их на легкий музыкальный мотив;

    Если охарактеризовать метод совмещения простыми словами – это сочетание усвоения информации с подвижными играми и наглядными образами. Это и есть суть абсолютного большинства методических указаний в создании ребенку мотивации.

    Вальдорф и Монтессори

    Педагогические и психологические методы, способные поднять мотивацию разделены на два учения:

    • Школа Вальдорфа предписывает родителям и педагогам сочетать обстоятельства всех трех видов жизнедеятельности: физическая активность, эмоции и интеллект. Баланс между этими сферами естественным образом не даст уровню мотивации падать.
    • Монтессори делает уклон в сторону самостоятельного постижения знаний, организацию предпосылок и заинтересованности ребенка определенными вопросами, поиск их решения и познание тонкостей.

    Мотивация - краеугольный камень в любой деятельности, будь то учеба или спорт. Ее отсутствие сделает любое занятие невыносимым. Кто еще поможет маленьким деткам, постигающим знания и познающим мир? Только их взрослые помощники и наставники.

    Смотрите видео о мотивации к школе и покажите своим детям его

     

    Рейтинг: 0 Голосов: 0 181 просмотр
    Комментарии (0)