Вход/Регистрация
Вход на сайт / Регистрация
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Никнейм:

Этим именем будут подписываться ваши сообщения. Русские и английские буквы и цифры. *

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Дата рождения:

По умолчанию не публикуется

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:

Для продолжения регистрации вам нужно принять правила пользования ресурсом.

Я принимаю условия пользованияЯ не принимаю условия пользования

Как компьютер и гаджеты влияют на наших детей

11 сентября 2016 - Загидулина Софья

Оглавление:

    Как компьютер и гаджеты влияют на наших детей

    Введение

    В наше время дети окружены большим количеством разнообразных электронных устройств: компьютерами, планшетами, смартфонами и прочими гаджетами. Даже если вы не приобретали такое устройство для ребенка, он легко познакомиться с ним через своих сверстников, с которыми он контактирует во дворе или школе. Использование электронных устройств детьми и подростками носит спорный и порой весьма противоречивый характер с точки зрения психологии и правильного воспитания. В этой статье мы постараемся рассмотреть разнообразные стороны этого вопроса.

    Как компьютер влияет на психику ребенка

    Небольшая историческая справка для наглядности. В 1993 г. правительство Канады выступило с новой законодательной инициативой под названием “Компьютеры для Школ”, поощряющей использование компьютеров в средних учебных заведениях. В рамках этой инициативы было предусмотрено перенос списанных компьютеров из правительственных учреждений в школы и библиотеки. Логика была простой: компьютеры хороши для детей, обрадуем их. Однако с тех пор многое изменилось, и сейчас такой подход не воспринимается с прежним оптимизмом.

    Информационные технологии быстро эволюционируют и изменяются. К сожалению, современная детская психология не может в настоящий момент дать однозначного ответа о влиянии определенных видов информационных технологий на детей. Например, социальные сети возникли относительно недавно. Пока психологами не накоплен достаточный опыт в этой области, чтобы однозначно ответить на вопросы о влиянии различных аспектов соцсетей на детей. Требуется проведение регулярных исследований и постепенное накопление данных, чтобы ответить на некоторые вопросы. Тем не менее уже сейчас очевидно, что избыточное использование гаджетов и компьютеров негативно сказывается на социальном, умственном и физическом статусе детей и подростков.

    Как компьютер влияет на психику ребенка и его неокрепший организм? Переменчивость настроения, возбуждённое состояние, неразборчивая речь, чрезмерная эмоциональность — вот некоторые признаки, которые часто сопутствуют чрезмерному использованию компьютеров и других гаджетов детьми. К сожалению, но такие же проявления наблюдаются у людей, страдающих наркотической зависимостью. Психологи указывают, что столь болезненная реакция детской психики на различные мультимедийные устройства вполне обоснована. Экранное время, то есть время, проведенное за каким-либо гаджетом, компьютером или телевизором, имеет мощное влияние на сознание не только детей, но и взрослых.

    В 2013 году Американская Психиатрическая Ассоциация добавила в свой перечень расстройство психической деятельности заболевание под названием “интернет-зависимость”. Решение об отнесении интернет-зависимости к разряду психических расстройств уже о многом говорит.

    Данная позиция психиатров связана с тем, что интернет-зависимость, становится фактором, нарушающим нормальный уклад жизни, а также негативно воздействует на нервную систему. Как и другие виды зависимостей (табакокурение, алкоголизм, наркомания), зависимость от удовольствия, получаемого от компьютеров и гаджетов, может изменять биохимию неокрепшего мозга детей.

    В 1998 году ученые из Колледжа Медицины в Лондоне показали, что интенсивность синтеза мозгом нейромедиатора дофамина напрямую связано со временем, проводимым за компьютерными играми. Дофамин отвечает за чувство удовольствия, чем его больше в мозге, тем человеку приятнее в определенный момент. В норме дофамин вырабатывается в небольших количествах в ответ на естественные способы получения удовольствия (еда, физические упражнения и т. д.).

    К сожалению, современная цивилизация предлагает ряд неестественных и вредных способов усилить синтез дофамина мозгом. Человек от этого получает удовольствие, но телу наносится вред. К факторам, способным вызывать усиленный синтез дофамина, относится наркотики, сладкая пища, компьютерные игры и другие.

    Если какие-либо действия приводят к усиленному синтезу дофамина, то формируется психологическая зависимость от них. Когда у детей раннего возраста формируется зависимость от выработки дофамина, например, через употребление сладких продуктов или компьютерные игры, то с возрастом это может привести к более серьезным проблемам. Такие дети психологически менее устойчивы к искушению попробовать наркотики или другие опасные виды удовольствий.

    Несмотря на то, что компьютерные игры и другие развлечения за гаджетами уже давно известны своим вредным влиянием на психику детей, среднестатистический ребенок и подросток в развитых странах ежедневно проводит существенную часть времени за компьютерными играми, смартфоном, планшетом или телевизором. Причем этот объем времени существенно больше того, что рекомендован психологами.

    С другой стороны, данные о пользе компьютерных технологий для обучения детей сомнительны для многих областей знания. Конечно, использование компьютерных программ позволяет улучшить определённые навыки, но не стоит переоценивать эту пользу. Нет убедительных статистических данных, показывающих прямую четкую связь между интенсивностью использования компьютера дома и успеваемостью в школе. Проблема в том, что дети, заполучив компьютер или планшет, предпочитают использовать его не как инструмент для самообразования, а как способ развлечения.

    Влияние компьютера на коммуникативные навыки детей

    Одним из наибольших рисков, сопряженных с использованием гаджетов, является вытеснение естественных способов коммуникации детей с окружающим миром и людьми. Электронные устройства имеют завораживающее действие на детское сознание. Серфинг в интернете и компьютерные игры легко переключают детей и подростков с их деятельности в настоящем мире на активность в компьютерной реальности. К сожалению, зачастую это бегство от реальности является сильным и длительным и идет в ущерб естественному развитию сознания ребенка.

    В ряде психологических исследований было показало, что проведение неадекватного объема времени за гаджетами и компьютером вредит социальному и образовательному развитию ребенка. Погружаясь в мир компьютерных игр, социальных сетей и интернет-серфинга дети и подростки теряют навыки живого общения с друзьями, членами семьи, учителями и с окружающим миром. Социальные сети и мессенджеры переключают детей с естественных контактов в настоящем мире на контакты посредством виртуальных сетей.

    Подросток, страдающий зависимостью от компьютерных игр или интернета, будет не способен развить в себе эффективные навыки социального взаимодействия. Это может воспрепятствовать установлению нормальных связей с окружающими людьми, воспрепятствовать его становлению как личности, привести к инфантилизму в дальнейшем.

    Самоизоляция в виртуальной реальности приводит к неуклюжему общению с окружающими, препятствует полноценной интеграции в общество. Порой может формироваться порочный круг, когда подросток, потерпев неудачу при попытке установить контакт со сверстниками, обижается, уходит в себя еще больше и еще глубже зарывается в компьютерные удовольствия, чтобы заглушить психологическую боль от своих неудач.

    Игровая зависимость у подростков

    Реальность такова, что для современных подростков игры на компьютере, игровой приставке или смартфоне стали обыденностью. К счастью, большинство из них не позволяет этому увлечению негативно влиять на распорядок дня. Увлечение игрой становится проблемой, когда формируется зависимость, ломается нормальный ритм жизни. В этом случае нарушается нормальный распорядок дня, неправильно расставляются приоритеты.

    

    Так называемые массовые многопользовательские и ролевые онлайн-игры для многих подростков обладают особой притягательностью. Появляется круг виртуальных друзей, тоже погрязших в игровой зависимости, что еще больше затягивает в зависимость.

    Многие игры притягивают детей тем, что в них они могут быть тем, кем у них не получается в реальной жизни. В виртуальной реальности стеснительный ребенок вдруг становится горделивым предводителем огромных армий, а боязливый подросток превращается в непобедимого воина. Часто в обыденной жизни подросткам намного сложнее реализовать себя, самоутвердиться. Поэтому они возвращаются обратно в свой виртуальный мир, где они проявить могут себя “во всей красе”, хоть и иллюзорной.

    Порой эта двойственность создает серьезные искушения при возвращении геймеров в реальный мир. Многие из них начинают вести себя необычно, вызывающе, агрессивно. В психике людей, чрезмерно погруженных в компьютерные игры, в наиболее тяжелых случаях может стираться грань между реальным миром и игрой. Это влечет непосредственные риски для безопасности геймеров и окружающих. Подросток может попросту забыть, что в реальной жизни у него всего лишь одна жизнь, а не десять, как в игре.

    К проявлениям зависимости от компьютерных игр и интернета можно отнести следующие:

    • подросток несколько часов в день проводит за видеоиграми;

    • засыпание на уроках;

    • плохая успеваемость в школе;

    • невыполнение домашних заданий;

    • дезориентирование родителей относительно времени, уделяемого компьютеру и гаджетам;

    • подросток предпочитает видеоигры общению со сверстниками;

    • избегание социальных мероприятий (например, спортивные секции или клубы по интересам для подростков);

    • раздражительность при невозможности игры на компьютере;

    • неправильное питание;

    • несоблюдение личной гигиены.

    Помимо поведенческих признаков возможны еще и различные физические недомогания:

    • запястный синдром;

    • нарушение сна;

    • боли в спине и шее;

    • головные боли;

    • покраснение и сухость глаз;

    • ожирение, вызванное неправильным подходом к питанию.

    Подростки, которые длительное время играют на компьютере, подвергаются большому напряжению нервной системы и глаз. Это может приводить к развитию головной боли и нарушению сна. Многие нарушения сна вызваны избыточной стимуляцией мозга в процессе игры или использования интернета. Особенно опасно, если ребенок играет непосредственно перед сном. В результате этого мозг перевозбуждается и не может погрузиться в полноценный сон.

    Подростки, страдающие от игровой зависимости, часто недостаточно внимательно относятся к своему рациону и не уделяют принятию пищи достаточно времени. Вместо того чтобы тщательно пережевывать еду, есть здоровую и сбалансированную пищу, они предпочитают быстро съесть фастфуд или же перекусывать понемногу в течение дня, почти не отрываясь от игры. В конечном итоге это может привести к ожирению и другим нарушениям обмена веществ.

    В некоторых случаях использование интернета может даже приводить к самокалечению (выдергивание волос, царапанье, расчесывание и т. д.). Исследование, проведенное на 1600 подростках в Китае показало, что те из них, кто страдал от игровой зависимости, были в 2,4 раза более подвержены риску самокалечения. Обычно психологи связывают такое самотравмирующее поведение с различными факторами, включая депрессию, стресс, проблемы в семье, компьютерные игры, зависимость от интернета, употребление наркотиков и т. д.

    Как отучить ребенка от компьютера

    Если ваш ребенок проводит много времени за компьютерными играми, интернет-серфингом или в соцсетях, то следует своевременно предпринять надлежащие меры для устранения этой проблемы. В наиболее тяжелых случаях, когда у вас не получается добиться результата самому, может помочь обращение к психологу. Детские и подростковые психологи владеют технологиями лечения игровой зависимости и помогут в случае необходимости. Особенно важно обратиться к психологу в случае, если игровая зависимость успела глубоко внедриться в жизнь ребенка, негативно сказывается на его психическом и физическом состоянии и контакте с окружающими.

    Если же ситуация не настолько запущена, то можно попробовать привести ее в норму самостоятельно. В любом случае не следует игнорировать игровую зависимость, так как она может иметь серьезные физические, эмоциональные и социальные последствия для ребенка и его близких.

    При лечении игровой зависимости следует придерживаться тех же принципов, что и при борьбе с другими видами зависимостей. Как и другие зависимые люди, геймеры зачастую стараются избежать своих проблем в реальной жизни посредством переключения на удовольствия. Яркий и привлекательный мир виртуальных удовольствий, находящийся в распоряжении подростка, является неимоверно притягательным и желанным для него. Человек, который хочет отобрать столь вожделенный и приятный предмет, неизбежно будет восприниматься далеко не лучшим образом.

    Геймер со стажем, находящийся в подростковом возрасте, гораздо менее управляем, и его сложнее избавить от зависимости, чем маленьких детей, совсем недавно пристрастившихся к какой-либо электронной игре. В случае с подростками ситуация тяжелее, приходится взывать к их здравому смыслу и договариваться с ними, чаще может потребоваться помощь психолога.

    Чем менее социально адаптирован человек, чем меньше он взаимодействует со сверстниками и членами семьи, тем сложнее ему избавиться от игровой зависимости. Очень важно помочь таким подросткам адаптироваться к социуму, найти в нем друзей, обрести радость живого общения. Будет полезно заняться с ними каким-либо совместным делом, установить психологический контакт. Важно выбрать занятие, которое легче всего дается проблемному подростку, в котором он сможет преуспеть, испытать хотя бы минимальное удовлетворение от сделанного. По понятным причинам необходимо постараться минимизировать контакты подростка с другими геймерами.

    Следует постараться сделать так, чтобы подросток, страдающий от игровой зависимости, хотя бы какое-то время пожил вдали от компьютеров, планшетов и смартфонов. Для этого за рубежом активно используются так называемые школы выживания для трудных подростков. Ряд таких школ существует во многих странах мира. Они позволяют полностью изолировать подростков предмета зависимости (компьютеры, гаджеты, наркотики, и т. д.) и погрузить в условиях природы и коллектива сверстников. Многие подростковые психологи находят такой подход чрезвычайно эффективным. Обычно он практикуется в летнее время в соответствующих детских лагерях. В них дети занимаются различными видами хозяйственной деятельности, задействованы в активных играх и спортивных мероприятиях, ухаживают за домашними животными и т. д.

    Также можно рекомендовать родителям регулярно выбираться за город всей семьей, подальше от компьютеров, планшетов и прочих устройств, для того, чтобы поиграть в активную игру, порыбачить, собрать грибы, покататься на лыжах или велосипеде. Такой прием поможет переключить ребенка или подростка с гаджетов на реальный мир, вовлечь его взаимодействие с природой, членами семьи, сверстниками.

    Если время не позволяет, то можно даже не выбираться на природу, а провести вместе время на спортивной площадке, в бассейне, в спортивной секции, сходить на какое-либо общественное мероприятие. Важно дать ребенку почувствовать, что реальный внешний мир содержит множество прекрасных возможностей для самореализации и получения полноценного и здорового удовольствия.

    В случае, когда нет возможности выйти на улицу с ребенком, займитесь с ним какой-либо совместной деятельностью или настольной игрой дома. Рисование, лепка, настольные игры и другие виды деятельности могут быть хорошей идеей. Запишите вашего ребенка в музыкальную или художественную школу, спортивную или туристическую секцию.

    Очень часто подростки, страдающие от игровой зависимости, не признают наличие у себя этой вредной привычки, а все доводы взрослых считают преувеличением. Требуется в спокойной и ненавязчивой форме изложить подростку все аргументы, доказывающие наличие у него такой проблемы. Необходимо показать ему, что он не одинок в сложившейся ситуации, что родители являются его союзниками в борьбе с этой проблемой. Очень важно избегать упреков и осуждения ребенка, так как это только усугубит проблему. Важно, чтобы он видел любовь и поддержку своих близких. Необходимо выработать доверительные, заботливые и откровенные отношения друг с другом.

    По возможности следует контролировать время, которое ребенок проводит за компьютером и гаджетами. Необходимо постепенно снижать время, проводимое за ними. Однако важно не вырвать из рук ребенка планшет, смартфон или ноутбук, а дать ему достойную альтернативу, в которой он увидит свое место и источник радости.

    В некоторых случаях ребенок уходит в виртуальную реальность, спасаясь от какой-либо проблемы в настоящем мире. Постарайтесь внимательно понаблюдать за ним, изучить его, понять, что в окружающем мире создает для него психологические трудности, вызывает стресс или депрессию. Найдя источник его стресса, постарайтесь устранить его, тогда у ребенка исчезнет необходимость в бегство от реальности.

    Заключение

    Вы не можете полностью запретить своему ребенку использовать компьютеры и другие гаджеты. Это попросту нереально, следует признать это. К тому же современные технологии несут определенную пользу для образовательного процесса и будущей карьеры ребенка.

    Вам, как родителю, важно помочь ребенку обрести баланс во взаимодействии с техногенным миром, показать ему, что гаджеты не являются самоцелью, что они лишь инструмент для успеха в реальном мире. Отслеживайте количество времени, которое ваш ребенок проводит за компьютером и другими гаджетами, оперативно предпринимайте соответствующие меры при отклонении распорядка дня от нормы. Покажите ребенку, что планшет, компьютер, смартфон могут быть не только источником удовольствия, но и инструментом для полезной работы.

     

    Комментарии (1)