Вход/Регистрация
Вход на сайт / Регистрация
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Никнейм:

Этим именем будут подписываться ваши сообщения. Русские и английские буквы и цифры. *

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Дата рождения:

По умолчанию не публикуется

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:

Для продолжения регистрации вам нужно принять правила пользования ресурсом.

Я принимаю условия пользованияЯ не принимаю условия пользования

Золотой век испанской живописи

6 декабря 2013 - Тоня Мартынюк
article236.jpg

Оглавление:

     

    Самой яркой страницей в истории культуры и искусства Испании был 17 век (если точнее, период с 80-х годов XVI века до 80-х годов XVII века). Это время назвали «Золотым веком» испанской живописи. Именно тогда создавали свои полотна художники, прославившие Испанию и испанское искусство на весь мир.

     

    Для испанского искусства характерен ряд особенностей, отличающих его от искусства других стран. В нём преобладают не классические традиции и принятые нормы красоты, а эстетика средневековья, готики. Поскольку Испания несколько веков находилась под господством арабов, мавританское искусство имело сильное влияние. Испанские художники перерабатывали черты мавританского искусства и сплавляли его с традиционными, исконно национальными испанскими мотивами.

     

    В то время «свободных» художников было не найти. Существовало два круга основных заказчиков, для которых мастера писали картины. Первый из них – королевский двор, богатые гранды, аристократия; второй – церковь.

     


    Бартоломе Эстебан Мурильо. Непорочное зачатие.

     

    Церковь играла огромную роль в сложении испанской школы живописи и формировании вкусов заказчиков. Испанское искусство всё насквозь было пропитано религиозными идеями, которые переносились на холсты в контексте реальной действительности. То есть религиозные образы изображались так, будто бы были написаны с натуры, будто бы существовали наряду с простыми людьми. Чувственный мир в испанском искусстве того времени уживался с религиозным идеализмом, а мистический сюжет соседствовал с народным национальным колоритом. В образах святых выражался идеал испанского национального героя.

     

    Одним из представителей золотого века испанской живописи был Эль Греко. Как художник он сложился рано и впоследствии мало эволюционировал. Часто его причисляют к художникам маньеристического направления. На его творчество оказали большое влияние: византийское искусство – монументальная и станковая живопись (иконы и мозаики), Тициан, Тинторетто, Луис Моралес, венецианская школа живописи. Излюбленными жанрами для него были религиозные сюжеты (реже – античные мифы), портреты и пейзажи.

    Эль Греко имел яркую и самобытную, ни на что не похожую стилистику и технику. Героев на своих полотнах он изображал в состоянии крайней взволнованности, эмоционального напряжения, используя для этого условное наложение цветов, не передающее подлинную красоту предметов.

    

    Пейзажи у него были крайне гуманистическими: через изображение стихий художник подчёркивал ничтожность человека перед силами природы.

     


    Эль Греко. Апостолы Пётр и Павел.

     

    Другим не менее известным ярким художником был Диего Веласкес. Свою творческую карьеру он начал с изображения бытовых сцен из народной жизни – бодегонов («бодегон» – чисто испанский жанр живописи, который подразумевал изображение простолюдинов в трактире, харчевне, как правило, за трапезой). Впоследствии он стал придворным живописцем испанского короля Филиппа IV.

    Центральное место в его творчестве занимали портреты. Веласкес был одним из создателей парадного, репрезентативного портрета. Его кисти принадлежит галерея представителей испанского общества и бесчисленные изображения короля, его семьи и приближённых. Фигуры на его картинах монументальны, лаконичны и глубоко выразительны. Ему не интересно было писать идеалистические портреты (как было принято в эпоху Высокого Возрождения), художник изображал людей через призму экзистенциальности (во всей сложности бытия, с тёмными и светлыми сторонами существования человека).

    В творчестве Диего Веласкеса практически отсутствуют произведения на религиозную тематику. А те немногие картины с подобными сюжетами, которые имеют место быть, трактованы с бытейской точки зрения, как жанровые сцены – те же бодегоны.

     


    Диего Веласкес. Завтрак.

     

    Художник Хусепе Рибера прославился своими портретами. Он работал с натуры, для произведений выбирал колоритные типы людей. В его творчестве многие черты перекликаются с караваджизмом: тёмный фон, насыщенные густые тона, красноватые в тенях, точная пластическая моделировка, подчёркнутая материальность формы, контрасты света и тени, сложные ракурсы.

     

    Одним из художников, выполняющих заказы церкви, был Франсиско Сурбаран. Главными героями его картин были монахи. Изображения, как правило, были в рост; белые одежды монахов помещались на тёмный фон, а их фигуры были лишены движения, позы всегда оставались статичными. Лица выражали спокойствие, важность, благочестие.

     

    Известнейшим испанским художников второй половины XVII века считается Бартоломе Эстебан Мурильо. Он был одним из основателей Севильской Академии Художеств, и долгое время оставался её президентом. Мурильо старался сохранить традиции реализма.
    Его творческую деятельность делят на два периода: ранние работы в бытовом и портретном жанре, и поздние работы – по заказам монастырей и храмов на религиозную тематику.

     

    © Антонина Мартынюк

     

    Похожие статьи:

    Полезные материалыРусское рококо

    Полезные материалы«Социалистический реализм». Искусство сталинской эпохи.

    Полезные материалыВенецианская ведута

    Полезные материалыТворчество Рокотова

    Полезные материалыГойя. Значение его творчества для развития искусства ХIХ века

    Рейтинг: 0 Голосов: 0 3154 просмотра
    Комментарии (0)