Вход/Регистрация
Вход на сайт / Регистрация
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Никнейм:

Этим именем будут подписываться ваши сообщения. Русские и английские буквы и цифры. *

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Дата рождения:

По умолчанию не публикуется

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:

Для продолжения регистрации вам нужно принять правила пользования ресурсом.

Я принимаю условия пользованияЯ не принимаю условия пользования

Жанры живописи

21 ноября 2013 - Тоня Мартынюк
article189.jpg

Оглавление:

    Все прекрасно помнят детскую песенку на слова Александра Кушнера про картины:

     

    Если видишь на картине

    Нарисована река,

    Или ель и белый иней,

    Или сад и облака,

    Или снежная равнина,

    Или поле и шалаш,

    Обязательно картина

    Называется – пейзаж.

    Если видишь на картине

    Чашку кофе на столе,

    Или морс в большом графине,

    Или розу в хрустале,

    Или бронзовую вазу,

    Или грушу, или торт,

    Или все предметы сразу,

    Знай, что это – натюрморт.

    Если видишь, что с картины

    Смотрит кто-нибудь на нас,

    Или принц в плаще старинном,

    Или в робе верхолаз,

    Лётчик или балерина,

    Или Колька, твой сосед,

    Обязательно картина

    Называется – портрет.

     

    В этом весёлом стихотворении незатейливо рассказывается, как можно определить, какая картина является пейзажем, какая – натюрмортом, а какая – портретом. Именно этими словами – «пейзаж», «натюрморт» и «портрет» – и  обозначаются жанры живописи, известные большинству людей. Однако, понятие жанра в изобразительном искусстве гораздо более сложное и глубокое, чем может показаться на первый взгляд, и не ограничивается представленной разновидностью.

     

    


    Анри Матисс. Портрет Лидии Делекторской.

     

    В далёком 17 веке начала господствовать эпоха классицизма. Этот стиль подразумевал строгое соблюдение канонов и правил в создании произведений искусства. Тогда появилась классификация художественных произведений с жёсткими рамками, регламентирующими порядок изображения различных предметов, объектов, явлений и тем, которые художникам переступать не следовало. Так возникло понятие жанров.

     

     Поскольку одной из главных идей классицизма являлась назидательно-нравоучительная сторона, художественные произведения искусства разделили на те, которые удовлетворяли этому требованию, и те, которые не были способны научить чему-либо путному (с точки зрения Академии Художеств, конечно же). Согласно этим требованиям жанры живописи поделили на «высокие» и «низкие».

     

     К «высокому» жанру относилась историческая живопись. Художники на своих полотнах изображали славные подвиги предков, батальные сцены, аллегорические, мифологические или литературные сюжеты. Даже если на картине шло повествование о реальном событии, представлено оно было идеализированно. Писать картины «высокого» жанра было почётным занятием, и такой чести удостаивались немногие художники.

     


    Жак-Луи Давид. Смерть Сократа.

     

    «Низким» же жанром называлась вся остальная существовавшая тогда живопись: портреты, пейзажи, натюрморты и прочие. Согласно мнению Академии Художеств, картины подобного рода не могли нести требуемого морального и интеллектуального посыла, поскольку изображали повседневную современную жизнь.

     


    Жан Батист Симеон Шарден. Атрибуты искусства.

     

    Но с течением времени всё изменилось. В 19 веке сложившаяся система совершенно перестала устраивать молодых художников, и они выступили против иерархии жанров. Академии Художеств не выдержали натиска свободомыслия и упразднили несправедливое деление; в искусстве стали появляться новые направления и течения, а вместе с ними и жанры обрели новую жизнь и интерпретацию.

     


    Клод Моне. Впечатление. Восход солнца.

     

    Поскольку искусство не стоит на месте, развивается вместе с жизнью, взглядами на жизнь и умонастроениями, жанры в изобразительном искусстве – тоже понятие не постоянное. Для разных эпох и стилистических течений существовала и существует некая мода на тот или иной жанр, кроме того некоторые жанры полностью выходят из употребления художниками и постепенно отмирают, а некоторые – наоборот – появляются. Так, например, переставший вмещать в себя всевозможные художественные концепции, обыкновенный пейзаж удобно было условно поделить на марину (морской пейзаж), городской пейзаж, интерьер и ведуту. Однако жанр ведуты (панорамного изображения городского пейзажа с точным соблюдением всех пропорций) утратил своё значение и сошёл на нет.


    © Антонина Мартынюк

    Рейтинг: 0 Голосов: 0 2876 просмотров
    Комментарии (0)