Вход/Регистрация
Вход на сайт / Регистрация
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Никнейм:

Этим именем будут подписываться ваши сообщения. Русские и английские буквы и цифры. *

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Дата рождения:

По умолчанию не публикуется

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:

Для продолжения регистрации вам нужно принять правила пользования ресурсом.

Я принимаю условия пользованияЯ не принимаю условия пользования

Маньеризм

4 декабря 2013 - Тоня Мартынюк
article226.jpg

Оглавление:

     

    16 век в Европе ознаменовался модой на кунсткамеры (кабинеты редкостей, комнаты с коллекциями курьёзных и редких вещей) и провозглашением эстетики «странного». Именно в ту эпоху зародилось искусство маньеризма. Учёные не признают за ним статуса стиля, называя течением или явлением, потому что в нём отсутствует ощущение целостности. И не зря. Слово «маньеризм» произошло от итальянского «манера», то есть каждый художник данного направления создавал произведения искусства в своей манере, своей стилистике, не следуя каким-либо единым принципам.

     

    Оценки искусству маньеризма дают разные. Многие придерживаются мнения, что оно являлось кризисным течением, объясняя это признаками распада: неясностью формы и содержания, разладом композиции. Кроме того, художники редко создавали что-то новое, они предпочитали подражать искусству прошлых лет, варьировать стилистики, художественные приёмы и достижения мастеров Возрождения.

    Одни считают, что маньеризм – это промежуточная стадия между искусством Высокого Возрождения и барокко. И что именно «манерные» художественные методы и приёмы подготовили почву для создания и утверждения стиля барокко.

    Другие считают, что маньеризм существовал параллельно барочному искусству, соприкасаясь с ним, но не вливаясь в него.

    Все эти теории подтверждены исследованиями и имеют право на существование.

     


    Франческо Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей.

     

    

    Основной объединяющей чертой творчества художников маньеризма является субъективное восприятие мира и отход от реальности (и обязательное разочарование в ней). Мастера ставили искусство выше действительности, фантазия была для них ценнее исторической правды. Они ограничивались некой отвлечённой идеей, эффектной и виртуозной игрой форм. Главным творческим методом, который они использовали, была деформация: изменение пропорций фигур, усиление движений, изображение движения, диссонирующего с сюжетом.

     

    Главным образом, искусство маньеризма получило распространение в Италии: Ломбардии, Средней Италии, Флоренции,  Риме, отчасти Венеции. Художниками было создано большое количество частных академий: Академия Витрувия в Риме, Болонская академия братьев Караччи и другие.

     


    Франческо Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале.

     

    Маньеризм развивался поступательно. Первое поколение художников пришлось на 1520-1540 годы. Они были учениками мастеров Высокого Возрождения, поэтому в создании произведений искусства они отталкивались от принципов старших признанных коллег. Однако размеренность искусства Возрождения сразу же ушла в тень. Маньеристы нарушали принципы пространственного построения, деформировали (вытягивали, изгибали) фигуры, лишали предметы «осязаемости», как бы помещая из в безвоздушное пространство, использовали краски, не передающие реальных цветов, смешивали и сочетали их, создавая экспрессию на полотнах.

     

    Поначалу казавшиеся дикими художественные приёмы через какое-то время стали восприниматься положительно. Искусство маньеризма получило широкое распространение и стало придворным. Произвольные художественные методы возводились в догму, художники стремились вырабатывать свой собственный стиль, «манеру». Маньеризм стал идеалом аристократического изящества.

     

    Но длилось это недолго. В 1563 году состоялся Триденский собор, на котором Церковь потребовала изгнать все чувственные образы из живописи. Во главу угла ставилась канонизированная иконография и морализаторский подход.

    © Антонина Мартынюк

     

    Похожие статьи:

    Полезные материалыЗолотой век испанской живописи

    Полезные материалы«Суровый стиль» в русском искусстве

    Рейтинг: 0 Голосов: 0 1091 просмотр
    Комментарии (0)