Вход/Регистрация
Вход на сайт / Регистрация
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Никнейм:

Этим именем будут подписываться ваши сообщения. Русские и английские буквы и цифры. *

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Дата рождения:

По умолчанию не публикуется

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:

Для продолжения регистрации вам нужно принять правила пользования ресурсом.

Я принимаю условия пользованияЯ не принимаю условия пользования

Карикатура

28 ноября 2013 - Тоня Мартынюк
article208.jpg

Оглавление:

     

    Одним из самых низких жанров изобразительного искусства всегда считалась карикатура. Как и другие виды культуры и искусств, заставляющие людей смеяться, карикатуру не воспринимали всерьёз и отводили для неё место народной забавы. К счастью, и в те времена находились художники, которые не гнушались подобными развлечениями и изображали настоящую жизнь своей эпохи со всеми её достоинствами и недостатками.

     

    На самом же деле карикатура является «народным», а потому правдивым историческим документом, с помощью которого можно восстанавливать и изучать идеи прошлого. Она быстро и остро выявляет все недостатки и несовершенства государства и политического режима, пороки и изъяны общества. Основной целью карикатуры является передача настроения своего времени, духа эпохи.

    Художник, работающий в этом жанре, должен не только рисовать, но и обладать неким особым видением мира, ироническим взглядом на жизнь; он должен уметь подмечать тонкости человеческой психики, следить за событиями в обществе. Поэтому отношение к карикатуре, как к незначительному, низшему виду искусства, является неоправданным.

     


    Т. Роулендсон. Комедия в деревне. Трагедия в Лондоне.

     

    Термин

    
    “карикатура” берёт своё начало от итальянского слова “caricare”, которое переводится в значении «перегружать, подчеркивать, преувеличивать, искажать». Карикатура подразумевает изображение чего-либо (человека, объекта, события) с искаженными, преувеличенными или подчеркнутыми чертами, имеющими с естественностью и нормой лишь отдалённое сходство. Как правило, такие черты – уродство, безобразие, низость – и без того крайне нелицеприятны. Предмет изображения в карикатуре обязательно должен быть легко узнаваем, поскольку в задачи карикатуры входит высмеивание, осуждение, обличение, что подразумевает личностный подход. Но вряд ли это искусство можно назвать развлекательным – художник, насмехаясь над какими-либо событиями или людьми, борется против негативных явлений своего времени, поучает и даже воспитывает. Пороки, невежество, глупость, обман – ничто не ускользнёт от глаз опытного и талантливого карикатуриста. Своим искусством он протестует и даже агитирует, выступает в защиту какого-нибудь идеала. Его вердикт всегда жёсток, изображение негативно, но комическое впечатление остаётся всегда.

     


    О. Домье. Законодательное чрево.

     

    В отличие от родственных жанров – шаржа и пародии – карикатура остро актуальна и всегда поднимает насущные вопросы. Карикатура появляется по принципу: вчера событие, сегодня – его обличение в искусстве. До тех пор, пока событие обсуждаемо, злободневна и карикатура.

    Существует ещё один схожий жанр изобразительного искусства – гротеск. Но если карикатура борется с конкретными явлениями, гротеск представляет собой полное отрицание действительности. На таких изображениях искажено буквально всё, поэтому сложно проводить параллели с реальностью, что противоречит принципам карикатуры.

     

    Во времена господства академической живописи, карикатура являлась своеобразным эквивалентом нежелательной жанровой живописи. Художники изображали любой желаемый ими сюжет и эпизод, пользовались любыми выразительными средствами, наравне с идеально красивыми телами и объектами, изображали безобразное и уродливое – они не подчинялись строгим правилам и канонам, царившим в те времена в искусстве. Буйство фантазии, алогизм и непосредственность – это те качества, за которые сейчас ценятся карикатуры прошлого. В отличие, скажем, от сухой и правильной академической живописи, которая мало что может рассказать о своей эпохе.

     

     

    © Антонина Мартынюк

    Похожие статьи:

    Полезные материалыГойя. Значение его творчества для развития искусства ХIХ века

    Рейтинг: 0 Голосов: 0 1125 просмотров
    Комментарии (0)