Вход/Регистрация
Вход на сайт / Регистрация
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Никнейм:

Этим именем будут подписываться ваши сообщения. Русские и английские буквы и цифры. *

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Дата рождения:

По умолчанию не публикуется

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:

Для продолжения регистрации вам нужно принять правила пользования ресурсом.

Я принимаю условия пользованияЯ не принимаю условия пользования

Формирование культуры общения у детей в процессе сюжетно – ролевой игры

21 декабря 2015 - галина
article1116.jpg

Оглавление:

    Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. В это время стремительно расширяются границы взаимодействия ребенка: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

    В ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним.

    Игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. Во время игры увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания.

    К концу дошкольного возраста возникают прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других.

    Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

    

    В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

    В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры.

    В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка, начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше.

    Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью дей­ствовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета ребенок «смот­рит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка играет роль мамы, а завтра — дочки. Перед ребенком открыва­ются не только правила поведения, но и их значение для уста­новления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать прави­ла, т.е. формируется сознательное подчинение им. Выполняя роли, ребенок сдерживает свои непосредственные побуждения, поступаясь личными желаниями, демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.

    В сюжетно-ролевой игре и правила, и роли, и сюжет изо­бретаются детьми, а, следовательно, ими же определяются и взаимоотношения друг с другом. Определить сущность сюжетно-ролевой игры не просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной. Сюжетно-ролевые игры имеют множество названий. Их называют играми без правил, играми-драматизациями, сти­хийными, свободными, творческими, естественными и т.д. Ролевая игра — форма моделирования ребенком социальных отношений; свободная импровизация, не подчиненная жест­ким правилам и неизменным условиям.

    Сюжетно-ролевая игра оказывает значительное влияние на развитие коммуникативной деятельности у дошкольников. Ребенок начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ве­дущей деятельностью, а общение становится частью и условием. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребен­ка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формирова­нии коммуникативной деятельности, навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрез­вычайно велика. Отношения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре оказывают существенное влияние на ста­новление личности ребенка, способствуют развитию таких лич­ностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п.

    Благополучие прохождение каждого возрастного периода является залогом гармоничного дальнейшего развития личности — это должен знать каждый воспитатель и психолог, занимающийся обучением и всесторонним развитием детей дошкольного возраста. Особое внимание следует уделять формированию и развитию коммуникативных навыков общения, давать возможность дошкольнику реализовывать свою потребность в общении со сверстниками, взрослыми; а от качества и уровня этой реализации в дальнейшем и будет зависеть та моделью поведения, которой ребёнок будет активно пользоваться на протяжении всей жизни.

    Рейтинг: 0 Голосов: 0 516 просмотров
    Комментарии (1)