Главная poleznye-materialy Урок русского языка по теме: «Подлежащее и способы его выражения»

Урок русского языка по теме: «Подлежащее и способы его выражения»

Тема урока: Подлежащее и способы его выражения<o:p></o:p>

Цель урока:Углубить понятие о подлежащем и способах его выражения<o:p></o:p>

Задачи  урока:<o:p></o:p>

Образовательные:<o:p></o:p>

-обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах;<o:p></o:p>

-учить определять способы выражения подлежащего;<o:p></o:p>

-формировать умение применять на практике знания о структуре простого и сложного предложения.<o:p></o:p>

Развивающие:   <o:p></o:p>

-развивать познавательный интерес; умение формулировать проблему;<o:p></o:p>

-умение применять новые знания на практике;<o:p></o:p>

-развивать творческие и речевые способности учащихся;<o:p></o:p>

Воспитательные:<o:p></o:p>

-воспитывать интерес и уважение к родному языку; <o:p></o:p>

-воспитывать ценностное отношение к слову; культуру речи<o:p></o:p>

-создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;<o:p></o:p>

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний. <o:p></o:p>

Оборудование:Компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация: «Подлежащее и способы его выражения», «Притча о треснувшем кувшине», <o:p></o:p>

Ход урока:<o:p></o:p>

I.Организационное начало урока<o:p></o:p>

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать  начинаем.
И я хочу вам пожелать хорошего настроения, продуктивный работы, отличных оценок.
Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего нашего урока.<o:p></o:p>

Проверьте, всё ли у вас готово к работе на уроке, а работать мы будем сегодня в рабочих листах.<o:p></o:p>

Начиная наш урок, мне бы хотелось обратиться к китайской пословице: «Только идущий одолеет путь».<o:p></o:p>

-Как вы понимаете пословицу  применительно к нашему уроку?<o:p></o:p>

II. Актуализация знаний.<o:p></o:p>

— Ребята, прочитайте предложение, записанное на доске .<o:p></o:p>

Разве в этом я был виноват, что весна пришла к нам  молодая !<o:p></o:p>

  — Какое это предложение по строению? (Сложное) <o:p></o:p>

– Из скольких простых предложений оно состоит? (Из двух)<o:p></o:p>

  — Подчеркните основы предложений (Я был виноват и весна пришла)<o:p></o:p>

  — Составьте схему предложения. [ ], что ( )!<o:p></o:p>

  — Чем выражены подлежащие в предложениях? (личным  мест. и сущ.) <o:p></o:p>

— В предложении есть вопросительная частица разве, а на конце стоит восклицательный знак. Как вы думаете, почему?<o:p></o:p>

 ( Для усиления риторического восклицания)<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

III Постановка учебной проблемы<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

Завтра(нар.) обязательно наступит.<o:p></o:p>

-Прочитайте следующее предложение и подчеркните в нем подлежащее.<o:p></o:p>

( Завтра)<o:p></o:p>

— Чем выражено подлежащее в этом предложении? ( Наречием)<o:p></o:p>

— Итак, ребята, в  роли подлежащего выступает наречие, а не существительное или личное местоимение, как мы привыкли.<o:p></o:p>


IV. Выведение темы и цели урока<o:p></o:p>

— Ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока? («Подлежащее и способы его выражения»). <o:p></o:p>

-Запишите тему.<o:p></o:p>

-Скажите, какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями? (Подлежащее выражается чаще всего существительным или местоимением в именительном падеже)<o:p></o:p>

-Исходя из сказанного, определите цель урока. <o:p></o:p>

Цель урока: Расширить понятие о подлежащем и способах его выражения.<o:p></o:p>

V. «Открытие» новых знаний<o:p></o:p>

-Ребята, давайте проследим, чем же может быть выражено подлежащее.<o:p></o:p>

-Посмотрите на доску.<o:p></o:p>

-Как может быть выражено подлежащее? Одним словом <o:p></o:p>

-Какими частями речи? Перечисляют<o:p></o:p>

-Сейчас вы в рабочих листах будете работать с таблицей, записывая  части речи и примеры.<o:p></o:p>

-Итак, чаще всего чем выражается подлежащее? (Существительным и местоимением)<o:p></o:p>

-Запишите в таблицу эти части речи и подберите  и запишите примеры, чтобы в роли подлежащего выступало имя существительное или местоимение в И.п.<o:p></o:p>

 (Зачитывают)<o:p></o:p>

-Обратимся к следующему предложению. Назовите в нем подлежащее.<o:p></o:p>

( Восемь)<o:p></o:p>

-Так, чем выражается подлежащее в данном предложении?<o:p></o:p>

 ( Числительным) <o:p></o:p>

-Почему -тся  в слове делится пишется без ь знака?<o:p></o:p>

— Приведите свой пример и  запишите.<o:p></o:p>

— прочитайте свои примеры.<o:p></o:p>

-Чем может выражаться подлежащее? <o:p></o:p>

(Прилагательным или причастием, перешедшем в существительное)<o:p></o:p>

-Пометьте в таблицу эти части речи.<o:p></o:p>

—  Ребята, такой способ словообразования: переход одной части речи в другую  в лингвистике называется субстантивацией<o:p></o:p>

-А теперь перестройте эти  предложения так, чтобы эти слова стали выражать определение.<o:p></o:p>

-Придумайте предложения  со словами уснувший, взрослые, чтобы эти слова выступали в роли подлежащего.<o:p></o:p>

— Запишите  примеры вв таблицу<o:p></o:p>

-Разберём следующий пример. Чем может быть выражено подлежащее?(Инфинитивом )<o:p></o:p>

— Легко ли определить такое подлежащее?( Нет)<o:p></o:p>

—  А почему?<o:p></o:p>

( Так как глаголы -это чаще всего сказуемое)<o:p></o:p>

-Ребята, необходимо уметь разграничивать подлежащие, выраженные инфинитивом, и сказуемые односоставного предложения, которые тоже могут быть выражены инфинитивом. <o:p></o:p>

-Вспомним, какое предложение называется односоставным? (с одним главным членом). <o:p></o:p>

Сравним предложения<o:p></o:p>

Учиться – всегда пригодится<o:p></o:p>

Интересно учиться<o:p></o:p>

-Отличить подлежащее, выраженное инфинитивом, помогут следующие опознавательные признаки:<o:p></o:p>

 1. Порядок слов. Подлежащее, выраженное инфинитивом, обычно ставится на первое место в предложении.<o:p></o:p>

2. Вопрос от сказуемого: (что?) пригодится — учиться.<o:p></o:p>

-Как вы думаете, еще какой часть может быть выражено подлежащее?<o:p></o:p>

 ( Наречием)<o:p></o:p>

-Найдите подлежащее и запишите пример. В таких предложениях тоже трудно определить подлежащее, в них можно ставить вопрос от сказуемого.<o:p></o:p>

-Какой фонетический процесс вы отметите в слове вчера?<o:p></o:p>

-Посмотрите следующее предложение. Найдите в нем подлежащее (Ау)<o:p></o:p>

-Чем оно выражено?<o:p></o:p>

 ( Междометием)<o:p></o:p>

— Что такое междометие?<o:p></o:p>

( Междометие- часть речи, которая выражает наши чувства и переживания, но не называет их)<o:p></o:p>

-Запишите пример. Почему в слове раздалось пишется приставка раз?<o:p></o:p>

Так чем может выражаться подлежащее?<o:p></o:p>

А ещё подлежащее может выражаться словосочетаниями:<o:p></o:p>

1. Слово  с  неопределенно- количественным   значением + сущ. в родительном падеже. <o:p></o:p>

2. Собирательное числительное; Местоимение КТО, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ;<o:p></o:p>

Прилагательное ЛЮБОЙ+ИЗ +слово в Род. падеже<o:p></o:p>

3. Слово в Им.падеже  + С(СО) + слово  в Тв. падеже<o:p></o:p>

4. Фразеологизм<o:p></o:p>

5. Собственное наименование<o:p></o:p>

 А сейчас я вам дам карточки и вы заполните свою таблицу примерами, где подлежащее выражено словосочетанием,<o:p></o:p>

1. Мы с товарищем выехали до заката солнца.<o:p></o:p>

2.В поле вышли от мала до велика...<o:p></o:p>

3. Черное море плескалось за бортом.<o:p></o:p>

4. Каждый из них по-своему прав.<o:p></o:p>

5.Несколько станций уже остались позади.<o:p></o:p>

1. У этой девочки было золотое сердце<o:p></o:p>

2.Мы с тобой пойдем в лес за ягодами.     <o:p></o:p>

3. Один из гостей произнес юбилейную речь<o:p></o:p>

4. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу.                                                                                  <o:p></o:p>

5. Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь. <o:p></o:p>

Релаксация<o:p></o:p>

Притча о треснувшем кувшине<o:p></o:p>

Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было два больших кувшинa. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у неё на плече. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды. В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину.<o:p></o:p>

В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды. Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан.<o:p></o:p>

Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине:
— Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода.<o:p></o:p>

Старая женщина усмехнулась:
— Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина — нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоём недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой. Два года я могла любоваться этими чудесными цветами и украшать ими свой дом. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы
.<o:p></o:p>

У каждого человека есть свои недостатки, свои плюсы и минусы. Надо научиться терпимо, доброжелательно, милосердно  относиться друг другу. Ведь красота и доброта спасут мир.<o:p></o:p>

VI. Закрепление нового материала<o:p></o:p>

На практике проверить можно точно, кто знания усвоил точно.<o:p></o:p>

А) «Поломаем голову!»<o:p></o:p>

-Найдите подлежащее в предложениях<o:p></o:p>

Матьлюбит дочь.<o:p></o:p>

Велосипед разбил грузовик<o:p></o:p>

 -Обратимся к подсказке<o:p></o:p>

Подлежащее нередко можно спутать с прямым дополнением – существительным в форме винительного падежа без предлога. Разграничить эти члены предложения помогает прежде всего  порядок слов в предложении и смысловой анализ. Имейте в виду, что <o:p></o:p>

     подлежащее зависит от порядка слов в предложении. у одушевлённых существительных совпадают формы именительных и винительных падежей и  подлежащее в таких предложениях всегда находится в начале.<o:p></o:p>

Матьлюбит  дочь<o:p></o:p>

Велосипед разбил грузовик. (подлежащее – грузовик, зависит не от порядка слов, а от смысла)<o:p></o:p>

Б)Тестовые задания  (Устная работа)<o:p></o:p>

В)Творческая работа.<o:p></o:p>

-На экране слова: день, ожидающие, узнать, смелый.<o:p></o:p>

— Составьте с каждым из этих слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом – в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого. <o:p></o:p>

— Прочитайте составленные предложения, поясните роль подлежащего, скажите, чем оно выражено. <o:p></o:p>

Г) Самостоятельная работа<o:p></o:p>

1. Опоздавшие сели на свои места <o:p></o:p>

2. Понимать – значит сочувствовать <o:p></o:p>

3. Два бойца сидят в дозоре. <o:p></o:p>

4. Далече грянуло ура… <o:p></o:p>

5. Пятнадцать делится на три. <o:p></o:p>

6. Что-то родное слышится в этом пении.<o:p></o:p>

7.У этого мастера были золотые руки.<o:p></o:p>

8. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдёт.<o:p></o:p>


— Вспомните, с каких слов мы начали урок? <o:p></o:p>

 «Только идущий одолеет путь».<o:p></o:p>

-Почему мы взяли пословицу в качестве эпиграфа к уроку?<o:p></o:p>

-Как вы понимаете теперь можете использовать, пословицу  применительно к нашему уроку?<o:p></o:p>

Причастие  идущий является подлежащим, так как перешло в разряд существительного<o:p></o:p>

VII. Рефлексия учебной деятельности<o:p></o:p>

1. Главным для меня на уроке было то, …<o:p></o:p>

2. Теперь я буду знать, что…<o:p></o:p>

3. Итогом урока считаю… <o:p></o:p>

VIII. Рефлексия урока<o:p></o:p>

— Ребята, дайте свою оценку сегодняшнему уроку, выберите и прикрепите смайлик на рабочий лист.<o:p></o:p>

Веселый – вы замечательно потрудились, вам всё удалось.<o:p></o:p>

Грустный – не все понятно, нужно еще потрудиться, требуется помощь.<o:p></o:p>

— Поднимите рабочие листы, покажите их.<o:p></o:p>

— Спасибо за урок!<o:p></o:p>

<