Вход/Регистрация
Вход на сайт / Регистрация
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Никнейм:

Этим именем будут подписываться ваши сообщения. Русские и английские буквы и цифры. *

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Дата рождения:

По умолчанию не публикуется

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:

Для продолжения регистрации вам нужно принять правила пользования ресурсом.

Я принимаю условия пользованияЯ не принимаю условия пользования

Классификация эмоций.

Автор
Опубликовано: 1469 дней назад (10 февраля 2014)
0
Голосов: 0
Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для профилактических целей, на мой взгляд, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, страх, стыд, вина, горе, гнев, отвращение.
К основным, или фундаментальным эмоциям К. Изард, считая их врожденными, относит следующие:
Интерес. Это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. На первых порах у ребенка интерес носит безотчетный характер, непроизвольный, стихийный. Затем, углубившись и утвердившись, интерес может стать потребностью.
С возрастом интересы у ребенка становятся все более устойчивыми. Интерес к кому-либо перерастает в привязанность, и, чем сильнее интерес, тем дольше она сохраняется. Поэтому значение интереса трудно переоценить как для развития личности, так и для межличностных отношений. Интересы людей характеризуются степенью постоянства и силой. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребенка, и взрослого к активности, к преодолению препятствий, связанных с учебой, делает эту деятельность приятной.
К сожалению, рекомендации, как целенаправленно формировать интересы, как использовать их для развития интеллекта и эмоциональной сферы, еще мало разработаны в современной психологии.
Радость. Выражение радости легко узнается. При радости лицо расцветает улыбкой: уголки губ оттягиваются к верху, около глаз собираются морщины.
Радость выражается и узнается с младенчества, что помогает ребенку очень рано устанавливать межличностные отношения. Она не только делает прочными социальные связи, но и усиливает восприимчивость, увеличивает мотивацию, способствует уверенности и мужеству, она может успокоить, отвлечь.
Радость невозможно вызвать волевым усилием, но, ставя ребенка в определенные ситуации, можно его легко зарядить чувством радости. Ощущение радости в большинстве случаев проявляется как следствие или преодоление чего-то, как результат событий и стечений обстоятельств.
Удивление. Удивление – кратковременная или неопределенная эмоция. Ситуации, которые служат причиной удивления, затем вызывают негативное или положительно окрашенные чувства. В пятимесячном возрасте ребенок уже достигает такого умственного развития, что способен удивлять.
Эмоция удивления быстро наступает, но и быстро проходит. К. Изард пишет, что «удивление выполняет функции вывода нервной системы из того состояния, в котором она в данный момент находится, и приспособления к новым условиям».
Отвращение. Отвращение у ребенка сначала связано с приемом пищи, имеющей дурной запах и привкус, вызывающий тошноту. Маленький ребенок делает язык лодочкой, плюется, отворачивает голову.
Чувствовать отвращение по отношению к себе ребенок может с пяти лет. Понимание, что к тебе испытывают отвращение, мучительно для человека, ведет к агрессии. Отвращение к самому себе понижает чувство достоинства и собственной ценности, ведет к депрессии.
Очень тонко нарисовал эмоцию отвращения в некоторых своих сказках Г.Х. Анденрсон. Их сюжеты помогают детям не только показать эмоцию отвращения на лице, но и побывать на месте тех, кем брезгают. Частично имитировать эмоцию ребенок может с 4-5 лет.
Гнев. И.Вагнер писал о ярости – высшей степени гнева, который у человека выражается сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперед нижней губой, стиснутыми кулаками и сильной жестикуляцией. При более сильном взрыве гнева эти симптомы меняются, глаза выкатываются из орбит и блестят. Расширенные ноздри дрожат, дыхание затруднено. Голос становится хриплым. Рот значительно изменяется.
Отличать улыбку от мимики угрозы дети могут уже ко второму году жизни. В дошкольном возрасте дети частично путают понятия «сильный» и «гневный».
Адекватно воспроизвести гнев ни взрослые, ни дети не могут из-за преобладания в нем вегетативного компонента.
Презрение. Презрение к другому человеку может быть выражено мимикой. Презирающий откидывает назад голову, нахмуривает брови, слегка опускает веки, рот трогает ироническая улыбка. Жестом презирающий как бы отталкивает от себя презираемого. Презрение может быть выражено и вслух. Оно является центральной эмоцией во всех предрассудках, включая расовые, побуждающие человека к агрессии и ее оправданию для себя.
У детей, испытывающих чувство превосходства над другими, эмоция презрения может проявиться в виде пренебрежения к слабым, к спокойным детям. Пренебрежение к другим у ребенка выражается мимикой и действиями (отталкивает, старается исподтишка обидеть отвергаемого и вытеснить его с территории, которую считает своей).
Страх. Страх – эмоция, которая может возникнуть в период новорожденности.
В возрасте после пяти месяцев у детей часто возникает страх при встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов, при необычной ситуации. После трех лет многие дети боятся темноты. Ц.П. Короленко и Г.Ф. Фролова (1975) отмечают, что появление страха темноты совпадает со временем с развитием сферы воображения ребенка.
Дети, не отделяя вымысел от реальности, иногда начинают бояться персонажей из сказок.
С 6-7 лет дети могут бояться пожара, животных, несчастий с близкими. Эти детские страхи обычно являются возрастными, но они могут способствовать проявлению агрессивности, нервозности, расстройства сна, речи, быть и проявлением патологии.
Стыд. Стыд – самая тягостная социальная эмоция, надстроенная над врожденным страхом.
Стыд формируется у детей в 3-5 лет и переживается ими как страх осуждения. Понимать, что другому стыдно, ребенок может уже в 5 лет. Робость и застенчивость тесно связаны со стыдом. Некоторые ученые считают, что это различные проявления одной и той же эмоции. Действительно застенчивые люди характеризуются исключительным вниманием к социальной оценке. Даже при непроизвольном воспоминании об унизительном поступке могут наблюдаться физиологические реакции: сердцебиение, покраснение кожи, иногда спазмы в желудке.
Комментарии (0)