Вход/Регистрация
Вход на сайт / Регистрация
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Никнейм:

Этим именем будут подписываться ваши сообщения. Русские и английские буквы и цифры. *

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Дата рождения:

По умолчанию не публикуется

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:

Для продолжения регистрации вам нужно принять правила пользования ресурсом.

Я принимаю условия пользованияЯ не принимаю условия пользования

«От творческой деятельности – к профессиональной карьере.

Автор
Опубликовано: 1476 дней назад (2 февраля 2014)
+1
Голосов: 1
Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности – одна из важнейших задач современной школы: обществу с учетом его развития нужны творческие, думающие люди, умеющие воплотить свои замыслы в жизнь.
Развитие творческих способностей сопровождается «поддержкой» с моей стороны. Смысл моей педагогической системы состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.
В своей работе я исследовала понятия «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», которые предполагают учет индивидуальных различий учащихся. Педагогическая поддержка с моей стороны, в отличие от названных подходов, состоит в том, что она ставит своей целью развитие уникальности личности, ее творческое самовыражение. В то время как индивидуальный подход предполагает приведение её в соответствие с определенными требованиями (чтобы все освоили одну и ту же программу, чтобы ребенок несмотря ни на что влился в коллектив и т.д.).
Сущность влияния моей педагогической системы «От творческой деятельности – к профессиональной карьере. Условия педагогической поддержки творческого самовыражения обучающихся на уроках ИЗО» заключается в обогащении мотивации всех составляющих этого процесса – самопознания, целенаправленного овладения своим поведением (самоуправление), совершенствования воли и характера, повышения уровня продуктивности любой деятельности, духовного самовосхождения, многогранной самореализации, а также в поддержке усилий личности школьника, создании благоприятных условий для свободы самовыражения и творчества.
Важным является «поддержка творческого самовыражения», которая определяется включением учащихся в коллективные творческие дела, в ходе которых может быть оказана поддержка разного рода в развитии их способностей, интересов, склонностей.
Цель исследования: изучить условия педагогической поддержки творческого самовыражения учащихся на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
-проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогической поддержки творческого самовыражения учащихся;
-рассмотреть роль педагогической поддержки творческого самовыражения учащихся на уроках изобразительного искусства;
-выявить, учесть, развить творческие способности учащихся.
-фронтально приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности.
-разработать приемы и конспекты уроков по теме исследования.
Методы исследования:
-теоретический: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме;
-экспериментальный: наблюдение за работой учащихся, анализ продуктов деятельности учащихся.
Я заметила, что в последнее время внимание к проблемам теории и практики воспитания творческого самовыражения у учащихся, к сожалению, получает в вариативных программах недостаточное внимание. Работа строится таким образом, что приоритет отдаётся интеллектуальному развитию ребёнка, отодвигая в тень становление творческого потенциала. В результате нарушается гармония развития будущей личности.
Учебная программа Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд» является фундаментом в моей работе с детьми. В настоящее время в задачи данной учебной программы входит развитие ребенка в соответствии с его потребностями, индивидуальными возможностями и особенностями, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Моя позиция, как и позиция Неменского Б. М., предполагает организацию образовательной деятельности в коллективе на основе гуманистических идей, в которой реализуются следующие принципы:
• деятельностного подхода к воспитанию;
• свободы;
• природосообразности;
• самостоятельности (самоорганизации);
• целостности в воспитании;
• сотрудничества.
Ребёнок приходит в школу, и мы начинаем учить его видеть мир в ярких красках, проявлять свои творческие идеи, контролировать эмоции и доверять взрослым людям свои проблемы, переживания. Творчество в детском возрасте очень непредсказуемо. Я часто наблюдаю ситуации, когда ребенок боится изобразить свою фантазию, ему проще срисовать с доски, чем придумать свой рисунок. Поэтому я стараюсь обращать внимание на мотивацию, помогаю детям преодолеть кризис как возрастной, так и психологический в создании творческих работ.
Все эти особенности заставили меня как учителя искать коррекционные пути преодоления проблем связанных с творческим настроем ребёнка в классе через нетрадиционные методы работы над рисунком. Использование различных бросовых материалов (фантики, журналы, солёное тесто, косметика и многое другое) в графике, аппликации, живописи нахождение нестандартных форм работы на бумаге (выжигание на фотобумаге, бумагопластика) помогает мне воспитывать творческих детей, а поддержка с моей стороны раскрывает огромный потенциал в маленьком человеке.
Разработала педагогическую систему, направленную на развитие творческого самовыражения ребенка. Педагогическая концепция этой системы основывается, прежде всего, на атмосфере детской радости. Только в жизнерадостной атмосфере создаётся ситуация, способствующая развитию эмоционального интеллекта, творческих способностей ребёнка как факторов его развития и образовательной среды учреждения. Каждому ребёнку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали с ним, любили его и были с ним нежны. Без этого дети вырастают холодными и замкнутыми.
Возрастной диапазон моих учеников с 7 до 14лет. В течение 6 лет я работала над формированием у детей коммуникативных навыков, социальной активности, адекватной самооценки, навыков саморегуляции и самоконтроля, повышая статус социального доверия и гармонизацию развития творческой личности каждого ребёнка.
Я решила сформировать эмоциональную устойчивость ребёнка к некоторым неблагоприятным воздействиям, развивая его определённые качества с учётом основных потребностей:
- в любви, признании;
- общении (в частности со сверстниками);
-сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, в его уважении;
-положительных эмоциях;
-новых впечатлениях, знаниях, осознании своей компетентности;
-общественно значимой деятельности;
-осознании соответствия положительному нравственному эталону.
Самыми эффективными приемами, разработанной педагогической системы, считаю: рефлексивные техники (вербальные, невербальные).
Использования такого рода техник заключается в живом, непринужденном общении, проговаривании своих эмоций, мнений, рассуждений, каждый ребенок, не стесняясь мнения коллектива и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. После такого общения ребята чувствуют себя более комфортно, и многие проблемы решаются, не травмируя психику детей.
Поэтому я стараюсь менять, как можно чаще формы уроков, используя различные приёмы и методы работы с различными материалами, где ребёнок сам может проявить себя более творчески.
Таким образом, на моих уроках, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению, самовыражению. Поэтому я стараюсь:
-помочь другому обрести уверенность;
-подкрепить то положительное, что есть в личности;
-удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.
В настоящее время я выделяю как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей:
1. Творческие способности не существуют. Ведущую роль в причинной обусловленности творческой активности играют интеллектуальная одаренность, мотивация, ценности и личностные черты.
2. Креативность – самостоятельный фактор, независимый от интеллекта.
3. Высокий уровень интеллекта соответствует высокому уровню креативности и наоборот.
Я стремлюсь развивать творческие способности детей и прививать им интерес к предмету, поэтому много внимания уделяю работе с ними во внеурочное время. Перегруженность учебного плана не позволяет мне проводить уроки ИЗО чаще, чем один раз в неделю. Во время практических занятий с рисунком преимущество отдается фронтальной работе с учащимися. В результате не всегда осуществляется возможность каждому ребенку в полной мере творчески проявить себя на уроке. Каждый ученик получает шанс проявить себя, испытать свои возможности и удовлетворить амбиции. Игровые формы занятий привлекают большое количество участников, делают трудные задания интересными, создают атмосферу непринужденности общения, демократичности.
Во внеклассной деятельности я использую метод проектов, с широким использованием современных информационных технологий.
Использование различных форм и приемов работы с персональным компьютером позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает увидеть новое решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат его творческой деятельности приобретает большую значимость.
Работа над проектами позволяет мне полнее раскрыть творческий потенциал учащихся, но в, то, же время и усложняет стоящие передо мной задачи. Я постоянно пополняю свои знания по тематике проектов, обеспечиваю учащимся доступ к информации, не подавляю их инициативу, уважаю их достоинство, проявляю доброжелательность и мягкость при высказывании практических замечаний.
С помощью метода проектов я стараюсь обучить учащихся:
• выявлять и формулировать проблемы;
• проводить их анализ;
• находить пути их решения;
• умению работать с информацией;
• находить необходимый источник;
• применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Взаимосвязь образовательного процесса с внеурочной деятельностью позволяет мне воспитывать у детей чувство коллективизма, толерантности, стремление к творческому поиску. Готовлю детей к участию в областных и городских мероприятиях. Поделки и рисунки детей, изготовленные под моим руководством, выставлялись в школе, на городских и областных, региональных, всероссийских, международных выставках, Дети неоднократно получали призовые места и благодарственные письма.
У детей, отмечалась положительная динамика: снижение интенсивности проявлений тревожности, исчезновение нежелательных форм поведения, появление способности выполнить такие виды творческой деятельности, которые раньше были им недоступны, а также более позитивная и адекватная оценка себя.
Эффективность моей работы подтверждалась путём исследования, проводимого до начала и по завершении цикла творческих занятий. В рамках исследовательской работы, с учащимися седьмого класса мною была проведена диагностика уровня отношения детей к предмету «ИЗО». Диагностика составлена на основе «Методики направленности учебной мотивации» Татьяны Дмитриевну Дубовицкой, а так же с учащимися проводилась методика изучения мотивации по рекомендации Н.Л. Белопольской и Т. Элерсу. В рамках эксперимента на контрольном этапе была проведена повторная диагностика уровня отношения детей к предмету «ИЗО» и методик изучения мотивации. Мотивация к успеху повысилась, 92,2% учащихся имеет высокий уровень, а 7,8% учащихся – средний уровень. Эти показатели гораздо выше предыдущих.
Также, в рамках исследовательской работы мною был проведен тест «Творческий потенциал», автор С.Н.Чистякова, целью которого являлась оценка уровня творческого потенциала, умений принимать нестандартные решения. Следующим этапом в рамках исследования стало проведение теста
Г. Дэвиса на определение творческих личностей и методика «Дорисовывание фигур» под авторством О.М.Дьяченко, А.И.Кирилловой.
Мною была самостоятельно разработана и проведена методика «Уровень развития творческих способностей» у учащихся седьмых классов.
На контрольном этапе мною были повторно проведены диагностические методики. Они показали, что высокий уровень творчества остался прежним – 55%, средний уровень значительно повысился, и составляет – 32%, низкий уровень значительно понизился, и составляет – 13%.
Исследования также позволяли мне выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:
1) задатки, склонности;
2) интересы, их направленность;
3) любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;
4) быстрота в усвоении новой информации;
5) склонность к постоянным сравниванием, сопоставлением;
6) быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;
7) влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение;
8) настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;
9) творчество – умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать;
10) интуиция;
11) сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда;
12) способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из ситуаций.
Наряду с творческими ситуациями целесообразно применение различных методов для активизации творческого самовыражения. С этой целью учащимся на моих уроках предлагаются задания, направленные на формирование таких умений, как:
- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти (напр.: «Магазин игрушек» - нарисовать любимую игрушку из геометрических фигур);
- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков (напр.: «Прогулки по зоопарку» - угадать, о каком животном идет речь, и нарисовать его);
- воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части (напр.: «Веселые закорючки» - дорисовать закорючку до осмысленного изображения или сюжета);
- узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы (напр.: «Чья это тень?» - превратить пятно в рисунок);
- комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов (напр.: «Несуществующее животное» - нарисовать и назвать несуществующее животное, рассказать о нем);
- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой и составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект (напр.: «История жизни» - придумать рассказ от имени нарисованного предмета).
Учащиеся на моих уроках знакомятся с понятиями конкретного и абстрактного в образе. Для этого им предлагается представить:
- кошку, которая умывается (конкретизированный образ),
- лесную поляну в солнечный день (переход от конкретного к абстрактному) - грустный день (часто представляют человека у окна, глядящего на осенний дождь). Этот прием помогает почувствовать разницу между внешним событийным описанием и описанием, проникнутым настроением, отношением самого человека. Использование различных материалов (пластилин, ткань, фантики, семена и т.п.) дают возможность ребенку пофантазировать.
Интегрирование урока рисования с другими предметами (музыка, природоведение, литература, трудовое обучение) позволяет мне делать процесс обучения более интересным и интенсивным. Использование знаний учащихся по другим предметам (экология, математика, биология, история) помогают конструировать фигуры, правильно изобразить животных, растения, здания, исторические события. Творчество каждого проявляется индивидуально.
Развитию личности, как я считаю, способствуют следующие условия деятельности:
• соответствие выбора занятий желаниям и интересам учащихся,
• тесная взаимосвязь обучения и практической деятельности,
• использование в комплексе индивидуальных, групповых и массовых форм занятий,
• реализация индивидуального и дифференцированного подхода в формировании способностей учащихся,
• активизация всех структурных компонентов личности: познавательного, деятельностно-практического, творческого и т.д.
Давать волю творчеству, т.е. самовыражаться обучающиеся могут на любом уроке, который входит в учебный план школы, но наиболее ярко и полно творческое самовыражение проявляется на уроках изобразительного искусства в процессе выполнения творческих работ. Для этого используются различные методы и ситуации активизации творчества.
Комментарии (1)